Мистический дух Альгамбры
На Альгамбру можно смотреть по-разному: для одних это старые опустевшие дворцы с искривленными от времени стенами и поблекшими арабесками, для других место, где разворачивались исторические события, для третьих это алебастровые кружева развешанные над бесконечностью геометрического узора. А какой видели Альгамбру ученые, математики, поэты и мистики, рассчитывающие узоры, сочиняющие касиды — образцы арабской поэзии, которые до сих пор красуются на стенах, только вот сейчас уже воспринимаются большинством исключительно как декор.
Альгамбра |
В Аль-Андалусе (так называют мусульманскую Испанию VIII-XV веков) существовало много религиозных направлений, среди которых можно выделить и суфизм. Термин «ас-суфи» встречается уже в 8 веке. Древние аскеты одевались в шерстяные одежды, поэтому их стали называть суфисты от слова "суф" – "шерсть". Сами же суфисты объясняют происхождение этого термина от слова «сафа» - чистота, Приверженцы этого течения «суфи» - очищенные, избранные. Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом Ислама и стремились к личному союзу со Всевышним. Сутью этого направления является мистицизм. Если рассмотреть эту тему чуть поподробнее, то оказывается, что мистицизм — одно из философских и богословских направлений, присущее таким мировым религиям как христианство, иудаизм, буддизм и суфизм в том числе. Мистическое восприятие мира основано на эмоциях, интуиции и иррационализме. Сутью мистического опыта является единение человеческой души со Всевышним. Мистики также тяготеют к интуитивизму и символизму.
Альгамбра |
«Мое сердце научилось принимать всевозможные формы. Это пастбище для косуль и обитель христианских монахов, это храм идолов и кааба для паломников, это скрижали иудейского закона и книга Корана. Я живу в религии любви и куда не направит она свои стопы, туда же обернутся моя религия и вера.» Так писал об универсальности этого философского направления арабо-андалузский философ, мистик, поэт и путешественник, представитель испанского суфизма, Ибн Араби, живший на гребне 12-13 веков. Ему удалось устранить для себя непримиримость ислама, научного объяснения мира, христианства и иудаизма.
Альгамбра |
Суфийская философия Аль-Андалуса не ограничивалась строжайшим исповеданием Ислама, взять хотя бы примером тот факт, что помимо пророка Магомета суфисты признавали и Иисуса, однако не соглашались с католической церковью, которая видела в Христе воплощение Божьей сути. Из буддизма была заимствована идея реинкарнации, у греков идеи платонической любви и пантеизма, учение герметической философии пришло в суфизм из Древнего Египта.
В XII веке в Альмерии была основана школа мусульманских мистиков, которые следовали по стопам восточных суфи. Первым представителем этого учения был Ибн аль-Ариф. Его ученики являются авторами трактатов и наставлений для начинающих в этом направлении: аскетизм, уединение в поисках Бога, созерцание – это пути, которые ведут к тому, чтобы "избавиться от самого себя, как змея, которая сбрасывает свою кожу, выползину".
Центром суфизма в те времена оказались такие поселения как Берха, в Альпухарре: Далиас, Канхаяр, Оанес, откуда родом был мистик и аскет Абу Марван Аль Юаниси, имевший большое влияние в сфере суфизма.
Когда к власти приходит династия Насридов, суфизм находится на подъеме, так как местное население не довольно правлением династии Альмохадов и суфизм указывает новый путь в противовес доктрине Альмохадов.
Основатель династии Насридов, родившийся под счастливой звездой, в год победы мусульман в битве при Аларкосе, был человеком рассудительным и когда стал королем в Хаене, первым делом, заручился поддержкой аскета из Оанеса, великого мистика суфи, чтобы его правление имело также религиозную поддержку в соответствии с главенствующими религиозными течениями в Гранаде.
Альгамбра |
Было бы странным, если бы философские трактовки вселенной и смысла бытия не оказали никакого влияния на искусство и архитектуру Альгамбры. Но справедливости ради стоит заметить, что несмотря на то, что основатель династии Насридов Мухамад Первый Ибн Наср Альхамар на начальных порах был приверженцем суфизма, после восхождения на престол Гранады из-за политических интересов и союза с Магрибом вынужден был отказаться от этой религиозной практики. Приверженцем суфизма был также Ибн-Аль-Хатиб, поэт и визирь Альгамбры, чьи стихи украшают стены самого красивого дворца Альгамбры — Львиного дворика. Строительство самой значительной части дворцового комплекса приходится на время деятельности Ибн Аль Хатиба в качестве визиря. Не сложно предположить, что он тоже мог быть задействован в проектировке дворца. Так как раньше такой отрасли знания как архитектура не существовало. Архитекторов называли людьми "знающими", т.е. аларифами. Свидетельством этого является трактат Ибн-Аль-Хатиба "Сад знания божественной любви".
Альгамбра |
Для суфизма свойствен символизм, а вот уж чего в Альгамбре достаточно, так это символов, скрытых в цифрах, пропорциях, поэзии и кристаллографических группах. Все здесь указывает на то, что Альгамбра это микрокосмос, в котором отражается вселенная и ее законы. Эти факты можно воспринимать как аргументы, демонстрирующие влияние суфизма в декоре Альгамбры, но есть аргументы, опровергающие данное влияние. Посудите сами, ведь сам Мухаммед Пятый, при котором строится Львиный дворик, называет суфизм «опасным ядом». Его визирь и Ибн-Замрак убивает своего учителя Ибн-Аль-Хатиба, суфийского мистика, и приказывает убрать со стен дворца стихи убитого, чтобы заменить их на стихи убийцы.
Альгамбра |
Подводя итоги, можно утверждать следующее: хотя в официальных путеводителях практически нет прямых упоминаний влияния суфизма в архитектуре Альгамбры, в концепции дворцового комплекса очень много символизма, который побуждает к мистическим интерпретациям насридской архитектуры.
Альгамбра |
А для тех, кто не бывал в Альгамбре, я не буду раскрывать все тайны сразу, а предлагаю Вам самим посетить этот дворцовый комплекс и сделать свои выводы. На самом деле тут многое зависит, как я и говорила в самом начале статьи от нашего взгляда. Какими глазами Вы на нее посмотрите, увидите разные вещи: не привлекательные развалины, исторические места, где разворачивались захватывающие события, вершину мавританской средневековой архитектуры, а можем быть и книгу, полную мистических символов и зашифрованного смысла. Какими глазами на нее смотреть — выбирать Вам.