Дворцовые истории. Дом Пилата в Севилье
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат...» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита)
Дворец Пилата в Севильи |
Севильское солнце этим днем редко проглядывало сквозь облака, дворик дома Пилата был почти пуст, только время от времени появлялись любознательные туристы, которые, вслушиваясь в занудный аудиогид и оглядываясь по сторонам, пытались соотнести увиденное с услышанным в черной трубке. Что же делал Понтий Пилат в Севилье? Какими судьбами его сюда занесло? Это был главный вопрос, тревожащий ум многих, кто одной рукой прижимал к уху аудиогид, вслушиваясь в его многословные, но малосодержательные речи, а другой пытался запечатлеть на память вид дворика. Так все-таки, что делал Понтий Пилат в Севилье?
История Дома Пилата таким или иным образом действительно связана с трибуналом, только не с римским, а с трибуналом испанской инквизиции, основанной в 1478 году Католическими Королями для поддержания чистоты веры среди новоокрещённых иудеев и мусульман. Так вот, в одном из документов 1483 года, говорится, что инквизиционный трибунал конфисковал имение состоятельного выкреста и затем оно было продано Педро Энрикесу, королевскому наместнику в Андалусии, за 320.000 мараведи, сказочную по тем временам сумму. Такая высокая цена обоснована тем, что этот дом снабжался водой по акведуку, ровно как и королевский алькасар.
Некоторое время спустя, а точнее в 1492 году, тот самый Педро Энрикес и его высокочтимая супруга Каталина де Рибера, начали на месте еврейского имения строительство своего гнездышка, которое должно было соответствовать их семейному статусу, так как этот брак объединил две самые влиятельные семьи в Севилье. Другими словами, дворец не должен был уступать королевскому и так оно и есть.
Любопытно, что даже время строительства Дома Пилата совпадает с перестройкой Королевского Алькасара, чтобы превратить его в Королевскую резиденцию Католических Королей в Севилье. Подобно Изабелле и Фердинанду, Педро Энрикес и Каталина де Рибера решили построить два дворца в одном. Первый этаж – более прохладный и тенистый, был отведен под летнюю резиденцию, в то время как второй этаж, солнечный и сухой, служил жилищем в холодные месяцы. Вскоре эта тенденция нашла свой отклик и в других городских палаццо в Андалусии.
Сын Каталины и Педро, Фадрике Энрикес, первый маркиз Тарифы, продолжил дело родителей, украсив первый этаж керамической плиткой, сохраняющей прохладу, а второй этаж гобеленами с подобным же орнаментом, но только уже с целью сохранения тепла. Кстати, нужно отметить, что даже искушенного посетителя поражает коллекция керамической плитки, представленной во дворце.
Примеры керамики из дворца |
Так вот, о Фадрике хотелось бы поговорить чуть поподробнее, так как свои сегодняшние очертания по большому счету, так же как и название «Дом Пилата», дворец приобретает именно благодаря ему. Решающим здесь оказалось путешествие маркиза в Иерусалим и возвращение через Италию. Будучи человеком набожным, Фадрике с 1519 по 1521 гг совершает паломничество на Святую Землю и вернувшись обнаруживает, что его дворец ровно настолько же удален от места паломничества в Севилье - Крус дель Кампо (Крест, к которому идет крестный ход в Севилье во время страстной недели), как и дом Понтия Пилата от Голгофы. Отталкиваясь от этого факта и в то же время, находясь под впечатлением от паломничества, Фадрике, повелел проложить крестный ход для страстной недели от своего дома до креста "Крус дель Кампо". На этом крестном пути имеются четырнадцать остановок, причем первая остановка находится прямо у дома Пилата, символизируя то место, где Христос был представлен прокуратору Иудеи.
Крус дель Кампо |
На обратном пути из Иерусалима, Фадрике возвращался через Италию и там ему приглянулся Ренессанс, передовой по тем временам стиль в архитектуре и искусстве. В Генуе он заказывает изготовить колонны и фонтан из каррарского мрамора. Сегодня фонтан венчает античная скульптура двуликого бога Януса, римского бога перемен, скульптура намного старше, чем сам фонтан и датируется еще I веком.
Итак, после долгих объяснений и экскурсов в историю, мы наконец то нашли ответ на наш вопрос: Понтий Пилат не только не имел своего дворца в Севилье, но и этот дворец не является точной копией дворца римского прокуратора, а представляет собой севильский дворец XVI века. Однако античность – званая гостья этого дворца. Резиденцию герцогов Мединасели, которые на сегодняшний день имеют право считать себя гордыми хозяевами Дома Пилата, окружают сады, в которых собрана коллекция римской скульптуры.
Кстати сказать, с этими садами связана одна любопытная легенда. Поговаривают, что в Доме Пилата раньше хранился прах римского императора Траяна, но однажды, неуклюжая горничная уронила урну с прахом в фонтан. Конечно, за Траяна обидно, но с другой стороны, самого имератора на тот момент такая небрежность по отношению к его персоне уже не могла сильно огорчить.
К центральному дворику прилегает выложенная керамикой лестница, ведущая на второй этаж. Уже сама лестница может гордо считать себя произведением искусства. Так как особо важных гостей принимали на втором этаже в более приватной обстановке, нежели ходатайства простых смертных, то парадная лестница, с одной стороны, должна была подчеркнуть значимость дома, а с другой, служила плавным переходом из части дома, открытой для публики, в приватную.
Туристической приманкой в Доме Пилата можно считать петуха Святого Петра. Поднявшись по центральной лестнице, в стене, можно увидеть изображение петуха, именно того самого петуха, который пропел, когда Святой Петр предал Христа. «И сказал ему Иисус: уверяю тебя: этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня.» О том, как петух попал в Севилью история умалчивает, но я скромно предполагаю, что его прикупил Фадрике во время своего паломничества на Святую Землю в одной из многочисленных антикварных лавок, которые встретились на его пути.
Являясь севильским дворцом XVI века, Дом Пилата органически сочетает в себе веяния готики, итальянского Возрождения и стиля мудехар. В то время как готические формы угадываются в узорах балюстрады второго этажа, центральный фонтан, пропорции дворика, мраморные колонны отвечают канонам итальянского Возрождения. Если же мы посмотрим на гипсовые резные арки, также как и в Альгамбре имеющие разную ширину, на керамический цоколь, деревянные панели ставен, потолков и дверей с мавританскими гирихами, то здесь явно прослеживается стиль мудехар. Также как и мусульманские дворцы Альгамбры, Дом Пилата сочетает в себе жилые помещения, внутренний дворик, фонтаны в центре дворика и сады.
Вот она Андалусия – гармоничное переплетение различных стилей и культур, это ее лицо, в этом сочетании несочетаемого кроется ее очарование.
Семья герцогов Мединасели за определенную плату открывает свои владения для посещения публики.
Режим работы:
С ноября по март с 09:00 до 18:00
С апреля по октябрь с 09:00 до 19:00
Адрес:
Plaza de Pilatos, 1 - 41003 Sevilla
Про Дом Пилата в Севилье Вам рассказывала лицензированный гид в Альгамбре Анастасия Люпкес
За помощью в организации экскурсии в Севилье на русском языке пишите gid.granada@gmail.com