Путеводитель по гранадским монастырям для сладкоежек
Кроме посещения рождественских вертепов, есть и другое отличное занятие, которому можно посвятить время в предрождественские дни - это посещение обителей в поисках монастырских соблазнов. Сегодня речь пойдет о сладких соблазнах, ведь на кануне рождества во многих монастырях монахини собственноручно готовят по традиционным рецептам лакомства из миндаля, цукатов, корицы, меда, яичного желтка. За некоторыми из монастырских стен хранятся старинные рецепты, которые не менялись веками. Чаще всего одной из сестер бывает поручено хранить тайну кондитерских изделий и хранится она за семью печатями. А когда приходит момент, когда сестра-кондитер уже не в состоянии заниматься порученным ей делом, она вместе с настоятельницей решает, кто же после нее будет лучше всего блюсти строгое сочетание пропорций и ингредиентов.
Гранада была последним оплотом Ислама на Пиренейском Полуострове, поэтому после ее завоевания в 1492 году Католическими Королями, в Гранаде не было христианских церквей, ни обителей. Чтобы вернуть город в лоно христианской церкви, в Гранаде было основано около двух десятков мужских монастырей и столько же женских. Финансированием строительства, а в последствии и содержанием монастырей занималась знать, которая покрывала монастырские нужды. До того момента, пока монастырям не стало позволено продавать сладости.
Ключевую роль сыграл Папа Римский Пий XI, который провозгласил знаменитую фразу „Ora et labora“, разрешив таким образом монахам не только проводить свои дни в молитвах и созерцании, находясь в полной зависимости от своих меценатов и подаяний прихожан, но и работать, зарабатывая на свое содержание. После этого папского заявления монастыри стали специализироваться на какой-то определенной деятельности, как например, починка одежды, переплет книг, керамика. Но особый отклик среди испанцев приобрели монастырские сладости.
Любопытно, что все традиционные сладости в монастырях Гранады можно поделить на две категории. Одни являются наследием мавританского прошлого, другие же наоборот, были бы для мусульман неприемлемы из-за содержания свиного сала. Кажется, что в Андалусии свинину добавляли в любое блюдо, даже в сладости, чтобы таким образом подчеркнуть, что те, кто их ест, не имеют никакого отношения к исламу или иудаизму. Взять, например, известные рождественские mantecados (песочное печенье на свином сале) или torta de chicharrones (сдобная плюшка, посыпанная сверху сахаром и жареной свиной кожей). Звучит не очень заманчиво, но все дело привычки.
Как же тогда при всем этом христианском фанатизме случилось так, что именно монахини стали готовить сладости по арабским рецептам? Дело в том, что, когда в 1609-1614 годах из Испании вслед за евреями изгоняли морисков, (так называли мавров, которые с 1500 года силой были обращены в христианство) уезжали только взрослые, а детей оставляли. Церковь считала, что души детей безгрешны и не потеряны для католической веры, поэтому у семей отбирали маленьких детей и отдавали их на воспитание в монастыри. Так вот считается, что с этими детьми морисков в монастыри попали и их рецепты. Кстати, если Вам интересна судьба морисков, то очень рекомендую почитать исторический роман Ильдефонсо Фальконес “Рука Фатимы”.
Любопытно, что все традиционные сладости в монастырях Гранады можно поделить на две категории. Одни являются наследием мавританского прошлого, другие же наоборот, были бы для мусульман неприемлемы из-за содержания свиного сала. Кажется, что в Андалусии свинину добавляли в любое блюдо, даже в сладости, чтобы таким образом подчеркнуть, что те, кто их ест, не имеют никакого отношения к исламу или иудаизму. Взять, например, известные рождественские mantecados (песочное печенье на свином сале) или torta de chicharrones (сдобная плюшка, посыпанная сверху сахаром и жареной свиной кожей). Звучит не очень заманчиво, но все дело привычки.
Как же тогда при всем этом христианском фанатизме случилось так, что именно монахини стали готовить сладости по арабским рецептам? Дело в том, что, когда в 1609-1614 годах из Испании вслед за евреями изгоняли морисков, (так называли мавров, которые с 1500 года силой были обращены в христианство) уезжали только взрослые, а детей оставляли. Церковь считала, что души детей безгрешны и не потеряны для католической веры, поэтому у семей отбирали маленьких детей и отдавали их на воспитание в монастыри. Так вот считается, что с этими детьми морисков в монастыри попали и их рецепты. Кстати, если Вам интересна судьба морисков, то очень рекомендую почитать исторический роман Ильдефонсо Фальконес “Рука Фатимы”.
Несомненно, покупка подобных сладостей в супермаркете обойдется в разы дешевле, но одно дело покупать сладости, произведенные на фабрике, а другое в монастыре по рецептам которые испокон веков дошли до наших дней. Да и сам процесс покупки превращается в настоящее приключение: зайдя в прихожую монастыря, нужно позвонить в колокольчик и из-за закрытого окошка послышится голос невесты Господня: «Ave María Purísima», монастырский пароль в ответ звучит: «Sin pecado concebida», что можно перевести как «Пречистая Богородица» - в ответ на это приветствие должно прозвучать: «Без греха зачатая». Дальше сообщаем наш заказ и кладем деньги в ящичек, а в обмен можем получить следующее:
- альфахор - так называют палочки из миндального теста в глазури
- мантекадо - сдобные маленькие пряники, приготовленные на смальце (жир, вытопленный из сала)
- польворон - разновидность песочного рассыпчатого печенья
- пестиньо - медовое печенье
- роско дель вино - винный кренделёк
- боррачуэло - дословно пяньчужка, так называют выпечку, в которую добавляется анисовая водка
- туррон - разновидность халвы из миндаля,
- охальдрина - разновидность печенья из слоеного теста, вина, смальца и апельсинового сока
- альмендрадо - разновидность печенья, основой которого является миндаль. Это печенье попало и испанскую кухню из сефардской. Это печенье отличается от марципана формой и текстурой.
Ну и еще, конечно же марципан, и еще … ну да полно те... Эти маленькие сладкие порции счастья... Отправляя в рот очередной лакомый кусочек, горько приходят на ум цитата Кристиана Диора «что лакомый кусочек лишь две минуты во рту, два часа в желудке, но три месяца на бедрах», отгоняю от себя эту мысль, вспоминая, что до сезона бикини еще больше трех месяцев.
Теперь осталось только упомянуть несколько монастырей, где продаются эти сладкие соблазны.
В Монастыре Сантьяго ул. Сантьяго 20 вы найдете фрукты в сиропе и цукаты.
Монастырь Сан Антон ул. Рекохидас 5 здесь Вам предложат «мантекадос», гоголь-моголь, «мостачон» (булочку с миндалём и сахаром).
Монастырь Св. Иеронима на ул. Ректор Лопес Аргета специализируется на изготовлении «охальдрина», «мостачон», цукатов, фруктов в сиропе.
Монастырь де Сафра ул. Каррера дель Дарро 39 знаменит трюфелями в шоколаде, слоеным пирожным «глория», а также лакомством с непривлекательным названием «кости святого», дело в том что это кондитерское изделие имеет продолговатую форму и напоминает тем самым косточку, лично пробовала и могу только посоветовать!
Монастырь Св. Бернардо ул Глория 1, предложит Вам Вифлеемские сырки, «кости святого», крендельки.
Монастырь де лас Томасас, ул. Кальехон де лас Томасас 23, королевский пирог из миндаля, крендельки Св. Фомы, «мантекадо».
А также знамениты своими сладостями Монастырь Магдалены, ул. Грасия 7;
Монастырь де ла Енкарнасион на площади Енкарнасион;
Монастырь Св. Изабеллы Королевской на улице Санта Изабель ля Реаль.
В Монастыре Сантьяго ул. Сантьяго 20 вы найдете фрукты в сиропе и цукаты.
Монастырь Сан Антон ул. Рекохидас 5 здесь Вам предложат «мантекадос», гоголь-моголь, «мостачон» (булочку с миндалём и сахаром).
Монастырь Св. Иеронима на ул. Ректор Лопес Аргета специализируется на изготовлении «охальдрина», «мостачон», цукатов, фруктов в сиропе.
Монастырь де Сафра ул. Каррера дель Дарро 39 знаменит трюфелями в шоколаде, слоеным пирожным «глория», а также лакомством с непривлекательным названием «кости святого», дело в том что это кондитерское изделие имеет продолговатую форму и напоминает тем самым косточку, лично пробовала и могу только посоветовать!
Монастырь Св. Бернардо ул Глория 1, предложит Вам Вифлеемские сырки, «кости святого», крендельки.
Монастырь де лас Томасас, ул. Кальехон де лас Томасас 23, королевский пирог из миндаля, крендельки Св. Фомы, «мантекадо».
А также знамениты своими сладостями Монастырь Магдалены, ул. Грасия 7;
Монастырь де ла Енкарнасион на площади Енкарнасион;
Монастырь Св. Изабеллы Королевской на улице Санта Изабель ля Реаль.