История Аранхуэсского концерта
У каждого шедевра есть своя история, Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго не исключение. О чем нам рассказывает эта завораживающая мелодия? О журчании фонтанов, аромате цветущих магнолий, щебетании птиц? А может быть эта история о любви или наоборот о перенесенной потере? Концерт был написан в 1939 году. Может быть это рассказ о горестях завешивающейся Гражданской Войны в Испании, а может быть и печальное предчувствие наступающей Второй Мировой войны?
Хоакин Родриго и Виктория Камхи |
В 1933 году Хоакин женится на турецкой пианистке Виктории Камхи, свой медовый месяц пара проводит в садах Аранхуэса. Позднее Хоакин Родриго пишет, что на написание этого произведения его вдохновили аромат магнолий, журчание фонтанов и пение птиц. Как ни странно, автор не упоминает при этом ни безмятежного лазоревого неба, ни изумрудной листвы, ни богатейшую цветную палитру, которую можно наблюдать в садах, ни скульптур, которые украшают сады. Источником вдохновения были лишь звуки и запахи. А ведь это не удивительно, ведь маэстро с трех летнего возраста был лишен дара зрения как следствие перенесенной дифтерии.
Но мелодия выдает более интимные детали, про которые автор не хотел говорить. В то время как бушевала гражданская война, молодая пара ждала своего первенца, но Виктория сильно заболевает, ее увозят на скорой в Мадридский госпиталь и там врачи сообщают маэстро, что скорее всего его супруга и плод не выживут. Что может чувствовать человек после такой новости? Начало второй части концерта есть диалог между человеком и его судьбой, этот чудесный фрагмент это безутешная дорога из госпиталя домой после страшной новости, это молитва о том, чтобы Всевышний сжалился и не забирал к себе души жены и не родившего ребенка.
Это безумно красивое вступление способно пробиться до сердца даже не искушенного слушателя. Внезапно вступает гитара, словно застывшие на глазах слезы и продолжая просить Всевышнего о пощаде, ища сострадания и милосердия, но ответ Всевышнего (обозначен вступлением оркестра) не утешителен. Да, обращение было услышано, любимая остается в живых, но ребенок умирает, так и не успев увидеть свет. Гитара отвечает печалью и смирением, она приняла это тяжелое условие, и душа новорожденного поднимается в небеса, это соло гитары, будто бы автор разлучается с новорожденным.
После этой истории Аранхуэсский концерт для меня звучит уже совсем по другому. В данном видео в исполнении Хосе Кристобаля Пуэртас при сопровождении оркестра Санкт-Петербургской консерватории.
PS.: Но у этой истории все таки есть счастливый конец. Во время премьеры концерта в Барселоне 9 ноября 1940 года Виктория находилась снова в интересном положении.