Майские кресты
Если Вы решили отправиться в Испанию на майские праздники, то 3 мая обязательно приезжайте в Гранаду. В этот день наш город выглядит нарядно, как никогда. Девушки, женщины, бабушки одевают свои традиционные наряды с оборками, вкалывают в волосы цветок, одевают крупные серьги и отправляются гулять по городу. На площадях и во внутренних двориках домов можно увидеть кресты, украшенные гвоздиками, шелковыми шалями, кружевом и другими предметами региональных промыслов. Так Гранада празднует День Крестов. Учитывая, что Гранада когда-то была последним оплотом ислама и в итоге стала символом завершения Реконкисты, во имя победы христианства на некоторых площадях можно увидеть каменные кресты, то в этот день кресты появляются на всех центральных площадях словно грибы после дождя.
Праздник крестов |
Как многие христианские праздники, день креста восходит к языческим истокам. В начале мая принято было отмечать праздник майского дерева, символ весны и плодородия. Адаптация этого праздника христианством начинается в четвертом веке нашей эры, после того как Св. Елене, матери римского императора Константина Великого, было видение. Во сне ей привиделась гора Голгофа, а на ней крест, на котором был распят Иисус и при этом на небесах была начертана фраза «с этим знамением ты победишь». Получив этот знак свыше, Елена совершает паломничество в Иерусалим, и обнаруживает на Голгофе среди прочих реликвий животворящий крест.
Праздник крестов |
Собственно, это уже весьма уважительный повод для праздника, но для Гранады этого недостаточно. Не забывайте, что между находкой Св. Елены и праздником креста лежит еще долгий период мусульманского владычества. И после того, как христианство восторжествовало над исламом, Гранада будет искать свой собственный путь к христианской вере. Существует местная легенда, которая повествует о том, что кусочек этого креста, который откопала Св. Елена, оказался в Гранаде. И в 1661 году, в страстную пятницу, в монастыре Санта Исабель ла Реаль послышались странные голоса, исходившие от монастырских стен. Мать аббатиса приказала снести стену, а за ней появился животворящий крест, который вынесли на процессию. Итак, со второй половины XVII века, 3 мая читалась торжественная месса и совершались небольшие религиозные процессии.
Праздник крестов |
Лишь только век спустя, этот праздник станет по-настоящему народным. До такой степени народным, что в 1779 году епископ Гранады Антонио Хорхе и Гальван запретит этот праздник, так как он будет способствовать беспорядкам и грехопадению. Но испанцам праздновать не запретишь, и в XIX веке этот праздник снова возрождается с новой силой. Разжигать азарт в сооружении композиций будут конкурсы на самый лучший крест. Однако, в этом конкурсе был постоянный победитель - крест с площади Plaza Larga в Альбайсине, что вызывало зависть и негодование конкурентов. Нередко споры, чей крест в этом году превзошел все остальные, заканчивались рукоприкладством. С другой стороны, украшения крестов были своего рода витриной для умения будущих невест, ведь кресты украшались вышивкой и кружевами, а тут рядом и сами мастерицы, разодетые, да разукрашенные в честь праздника. Все эти прелести, да под испанское вино, другими словами, у нас есть все ингредиенты для того, чтобы страсти в эту майскую ночь кипели не на шутку.
После того, как заканчивалось празднование дня крестов, 8 мая проходило паломничество на холм Св. Михаила к Эрмите, посвященной этому святому. Это паломничество, как описывают хроники носило не просто светский, а даже извращенный характер. Мужчины переодевались женщинами, несли женские манекены, задирая им юбки, имитировали половой акт при использовании кукурузных початков. Царила полная вакханалия. Несмотря на то, что день Святого Михаила позже перенесли с 8 мая на 29 сентября, в этот день католический мир отмечает день архангелов: Михаила, Рафаила и Гавриила, до начала гражданской войны в Испании Гранада продолжала совершать паломничество в мае. Таким образом, паломничество к Св. Михаилу совпадало с днем крестов. Поэтому, когда Федерико Гарсия Лорка пишет свою поэму Сан Мигель, у его гранадских современников перед глазами должны были всплывать картинки паломничества и тогда многое в его произведении становится понятным.
Эрмита Св. Михаила |
Сан-Мигель. Гранада
Склоны, и склоны, и склоны -
и на горах полусонных
мулы и тени от мулов,
грузные, словно подсолнух.
В вечных потемках ущелий
взгляд их теряется грустно.
Хрустом соленых рассветов
льются воздушные русла.
У белогривого неба
ртутные очи померкли,
дав холодеющей тени
успокоение смерти.
В холод закутались реки,
чтобы никто их не тронул.
Дикие голые реки,
склоны, и склоны, и склоны...
Вверху на башне старинной
в узорах дикого хмеля
гирляндой свеч опоясан
высокий стан Сан-Мигеля.
В окне своей голубятни
по знаку ночи совиной
ручной архангел рядится
в пернатый гнев соловьиный.
Дыша цветочным настоем,
в тоске по свежим полянам
эфеб трехтысячной ночи
поет в ковчеге стеклянном.
Танцует ночное море
поэму балконов лунных.
Сменила тростник на шепот
луна в золотых лагунах.
Девчонки, грызя орехи,
идут по камням нагретым.
Во мраке крупы купальщиц
Подобны медным планетам.
Гуляет знать городская,
и дамы с грустною миной,
смуглея, бредят ночами
своей поры соловьиной.
И в час полуночной мессы,
слепой, лимонный и хилый,
мужчин и женщин с амвона
корит епископ Манилы.
Один Сан-Мигель на башне
покоится среди мрака,
унизанный зеркалами
и знаками зодиака,-
владыка нечетных чисел
и горних миров небесных
в берберском очарованье
заклятий и арабесок.
Перевод А. Гелескула
Склоны, и склоны, и склоны -
и на горах полусонных
мулы и тени от мулов,
грузные, словно подсолнух.
В вечных потемках ущелий
взгляд их теряется грустно.
Хрустом соленых рассветов
льются воздушные русла.
У белогривого неба
ртутные очи померкли,
дав холодеющей тени
успокоение смерти.
В холод закутались реки,
чтобы никто их не тронул.
Дикие голые реки,
склоны, и склоны, и склоны...
Вверху на башне старинной
в узорах дикого хмеля
гирляндой свеч опоясан
высокий стан Сан-Мигеля.
В окне своей голубятни
по знаку ночи совиной
ручной архангел рядится
в пернатый гнев соловьиный.
Дыша цветочным настоем,
в тоске по свежим полянам
эфеб трехтысячной ночи
поет в ковчеге стеклянном.
Танцует ночное море
поэму балконов лунных.
Сменила тростник на шепот
луна в золотых лагунах.
Девчонки, грызя орехи,
идут по камням нагретым.
Во мраке крупы купальщиц
Подобны медным планетам.
Гуляет знать городская,
и дамы с грустною миной,
смуглея, бредят ночами
своей поры соловьиной.
И в час полуночной мессы,
слепой, лимонный и хилый,
мужчин и женщин с амвона
корит епископ Манилы.
Один Сан-Мигель на башне
покоится среди мрака,
унизанный зеркалами
и знаками зодиака,-
владыка нечетных чисел
и горних миров небесных
в берберском очарованье
заклятий и арабесок.
Перевод А. Гелескула
В начале прошлого века украшение площадей крестами теряет свою фольклорную составляющую. Если раньше соперничество за звание лучшего креста шло между соседями, то теперь большую роль будет играть классовая и экономическая составляющая. Например, в 1924 году был установлен крест высотой в 8 метров и украшенный электрическими лампочками. После Гражданской Войны в Испании празднование майских крестов прекратилось и возродилось только в 1963 году.
Все составляющие элементы композиции, среди которых стоит крест, наполнены иногда явным, иногда скрытым смыслом. Пол выкладывается ароматическими травами в знак восхваления креста. Красные гвоздики, которыми украшен крест, символизируют кровь Спасителя, которая превращается в вечную жизнь, плодородие и достаток. Шелковые вышитые платки (о символике вышивки манильских платков я рассказывала в другой статье), мантильи и кружева, чтобы радовать взгляд, сельскохозяйственные инструменты для богатого урожая, медные и бронзовые предметы символизируют труд, чтобы заработать на жизнь. Традиционная гранадская керамика призвана облагородить всю композицию.
Гитара — неотъемлемая часть испанской музыкальной культуры. Гранада известна среди людей посвященных гитарными мастерскими. Здесь же гитара призвана помогать соблазнять.
Праздник крестов |
Костюм тореадора. Не зря же бывший король Испании Хуан Карлос говорил: «Если ЕС запретит корриду, Испания выйдет из ее состава.»
Следующий элемент композиции «pero». Так в местном диалекте называют яблоко, но в испанском языке «pero» имеет еще и другое значение — союз «но». Чтобы обрезать все «но» фразы типа «да, композиция хороша, но...» в яблоко вставляют ножницы. А кто все же рискнет возразить, тому просто отрежут язык. Вообще в Испании на людях все принято хвалить и всем восхищаться, а критиковать лучше дома за закрытыми дверями.
Гранада "tierra del chavico". Chavico - так принято было называть раньше монету в 10 центов или в 1 песету. Цыганские дети бегали по улицам, выпрашивая у прохожих "чавико" для креста. Да и сегодня никто не откажется от экономической компенсации за труды.
Местные праздники в Гранаде:
Комментарии
Отправить комментарий