Праздники в Альгамбре
Гуляя сегодня по обнаженным залам Насридских дворцов Альгамбры, лишенных внутреннего убранства, хочется хоть на долю секунды заглянуть в прошлое и увидеть эти дворцы, когда в них правили султаны, познакомиться с повседневной жизнью этих палат, полных интриг, роскоши и лести, а может даже побывать гостем на одном из многочисленных приемов, ведь дворцы Альгамбры не редко служили кулисами для шикарных пиршеств, придворных празднований, личного и религиозного характера: завершение Рамадана, праздник жертвоприношения, день рождения пророка, дни рождения эмиров, свадьбы, обрезание, ну и похоронные церемонии.
Свод в Альгамбре |
Кто же, как ни живой свидетель этих событий может достовернее всего описать такое торжество? На помощь нам придет текст, написанный нашим старым знакомым, Ибн-Аль-Хатибом. Благодаря его описаниям, мы отправимся в Альгамбру 1362 года. В этом году, после трех лет изгнания, на престол Альгамбры вернулся Мухамад Пятый, по его повелению был перестроен дворец Мексуар, так вот именно сюда мы и приглашены на празднование Мавлида, так называется праздник, приуроченный к дню рождения пророка Мухаммеда.
Дворец Мексуар |
Для этого праздника была разработана разнообразнейшая гастрономическая, религиозная, поэтическая и музыкальная программа. Рядом с перестроенным дворцом Мексуар была поставлена палатка, чтобы разместить всех приглашенных. Давайте представим, что везде разложены дорогие ковры, ткани и подушки, а стеклянные и медные канделябры освещают помещение. И вот после некоторого ожидания появляется Мухаммад Пятый в сопровождении придворных, вместо короны у него на голове повязан тюрбан. Султан чинно поднимается на три ступеньки, которые ведут к его трону и занимает на нем место и оказывается под сводом, украшенным цветным витражом. Среди приглашенных присутствуют представители кланов, потомки пророка, представители насридского рода, улемы, суфисты, все они предстали перед султаном, а за ними следуют сотни купцов, среди которых есть прибывшие с Востока и из Туниса, и прочие подданные, одетые в лучшие наряды. Нам, вместе с остальными, придется изрядно потолкаться у входа, чтобы хоть разок взглянуть на султана.
Капитель в зале Мексуар |
Султан в этот день возглавил три намаза: при заходе солнца, ночную молитву и молитву на рассвете. Все молитвы начинались с провозглашения имени Аллаха чтецами, проповедники ислама прочитали наставления и затянули религиозные пения, которые сопровождались звуками деревянной флейты. Затем рассевшись среди ковров и подушек, освещенные светом масляных ламп и канделябров, были вынесены столы, украшенные красивыми скатертями, и все приступили к ужину, а в это время плеяда признанных поэтов читала хвалебные стихи пророку. На столах был ягненок, жареная и печеная курица, фарш, колбасы, птица, фаршированная миндалем, приправленная специями и медом, и конечно же сладкое: мучная каша, бисквиты, булочки. Разодетая в парчовые ткани с золотой вышивкой прислуга и мамлюки преподносили яства сначала приближенным к трону, затем купцам и иностранцам в знак гостеприимства. После того, как угостили всех гостей, оставшееся распределили между подчиненными, не забыв самого последнего солдата. Слуга, разодетый в парчу, подносил позолоченные медные кувшины с водой для мытья рук. На десерт принесли коробочки с конфитюром, сухофруктами, сладкими кренделями и яблочным джемом. На рассвете подали завтрак и суфисты исполнили молитвенные песнопения и танцы к восторгу всех присутствующих..
Артефакт из Альгамбры |
Однако, гвоздем программы оказались специально изготовленные по этому поводу деревянные часы, которые султан приказал поставить перед собой. Это был настоящий шедевр. Часы были высотой в человеческий рост, 160 на 165 см, с небольшой нишей с каждой из 12 сторон. Вверху была установлена свеча, а к ней привязаны льняные нити. Как только свеча доходила до нити, та обрывалась, приводя в движение механизм, и в блюдо со звоном падал шарик, дверца часов открывалась, появлялась фигурка человека, преподнося свиток со стихотворением. Слуга брал свиток и отдавал его чтецу. Так были продекламированы 12 поэм, написанных в честь султана Ибн-Аль-Хатибом, принявшим участие в празднике.