Женские истории Аль-Андалуса
"Жительницы Гранады красивы, но прелесть их заключается в их грации и особенной утонченности, которыми они проникнуты. Рост их не достигает средней величины, но нельзя представить ничего прекраснее их форм и их гибкого стана. Черные волосы их спускаются ниже колен, зубы белы, как алебастр, и самый свежий пурпуровый рот. Употребление тонких духов придает их телу свежесть и лоск, каких не имеют другие мусульманки. Их походка, их танцы, все их движения дышат ловкостью, непринужденностью, которые восхищают в них больше всех их прелестей". Абу Абдалла Абсанени. XIV век.
Какой она была? Вероломной или покладистой, своенравной или смиренной? Нужно было выживать, а лучше всего это делать, адаптируясь к новым обстоятельствам, извлекая для себя выгоду из любой ситуации. Для одной гарем может стать пожизненным заключением, для другой золотой клеткой, а для третьей карьерной лестницей, ведущей к власти, но для этого необходимо обладать культурой, знаниями и невероятным интеллектом, чтобы не запутаться в паутине придворной жизни.
Какой она была? Вероломной или покладистой, своенравной или смиренной? Нужно было выживать, а лучше всего это делать, адаптируясь к новым обстоятельствам, извлекая для себя выгоду из любой ситуации. Для одной гарем может стать пожизненным заключением, для другой золотой клеткой, а для третьей карьерной лестницей, ведущей к власти, но для этого необходимо обладать культурой, знаниями и невероятным интеллектом, чтобы не запутаться в паутине придворной жизни.
Отбросив укоренившиеся стереотипы о бесправных мусульманских женщинах, мы сегодня совершим путешествие во времени и окажемся в мусульманской средневековой Испании, известной под названием Аль-Андалус. Там мы встретимся с влиятельными и сильными представительницами «слабого» пола.
Удивительно, но, по мнению некоторых испанских авторов*, в Аль-Андалусе чувствовалось веяние свободы, что отличало его от многих современных исламских государств. Для меня лично стало откровением утверждение, что в средневековой мусульманской Испании была достигнута модель общества, в которой можно вести речь о равноправии между мужчинами и женщинами. Мягко выражаясь, я бы назвала равноправие в данном случае скорее преувеличением, хотя все познается в сравнении. В средневековом христианском обществе официально женщине отводилась низшая ступень нежели мужчине. Христианка не могла выражать свое мнение публично, не имела ни возможности получить образование, ни доступ к культуре в такой же степени как мужчина.
Любна, секретарь халифа Аль Хакама II |
В тексте Decretum Gratini, юридических текстах XII века, говорится: «как известно, женщина должна подчиняться мужу, не является официальным лицом, не может преподавать, не может выступать в качестве свидетеля, ни быть гарантом перед судьей.» Хотя у нас не сохранилось достаточно документов относительно образования, которое получали женщины в Аль-Андалусе, однако время от времени в текстах проскальзывают женские имена, что подтверждает, что испанские мусульманки занимались и достигали определенных высот в области медицины, юриспруденции, каллиграфии, музыке и поэзии.
Мусульманки в Аль-Андалусе принимали участие в общественной жизни, включая должности религиозных предводителей и представителей общины. В хрониках упоминаются женщины, которые трактовали Шариат, занимали судебные должности. Кстати будет упомянуть, что в христианской Испании эти должности было запрещено занимать лицам женского пола в период с 1492 по 1978 годы!
Кади и его жена
Из арабских источников известно о существовании в Лохе в XIV веке выдающейся женщины, сыскавшей себе славу благодаря своим юридическим знаниям, в которых она превосходила авторитетных знатоков Ислама, а также в разрешении спорных случаев и вынесении судебных приговоров. Ни ее имя, ни имя ее супруга, судьи в Лохе, не упоминаются в летописях.
Рассказывают следующую историю: однажды до кади в Лохе дошли слухи, что в его городе живет девушка, особенно отличающаяся в знании законов, слава об ее способностях была настолько велика, что судья не долго думая, решил взять ее себе в жены. Когда судья стоял перед трудными решениями, он всегда обращался к своей супруге за помощью и спрашивал ее совета. Рассказывают также, что друзья решили подшутить над ним, написав ему следующее обидное стихотворение:
Живет в Лохе справедливый кади,
Но у кого ни спроси,
диктует ему приговоры жена.
Богу угодно, чтоб судьей была она.
Богу угодно, чтоб не он был кади.
Получив послание, судья поспешил показать его супруге, на что она незамедлительно потребовала, чтобы ей принесли перо и начертала следующий ответ:
Старый и злостный клеветник
Обуздай же свой проклятый язы
Иначе не сыскать тебе добра
Абд-Аль-Азиз и Ихлона
С самого начала создания Аль-Андалуса можно отметить участие женщин в сфере политики, однако, сразу нужно заметить, что их влияние было ограничено определенными кругами и имело четкие границы. Во времена завоевания Аль-Андалуса, эмир Абд-Аль-Азиз, второй наместник в Аль-Андалусе (годы правления 714-716) подписывая пакт с христианами, берет в жены христианскую княжну Ихлону, которая среди арабов будет известна под именем Ум Азим. Имея власть над мужем, она оказала влияние на ход политических событий. Абд-Аль-Азиз благоволил христианам, так, что в народе пошли слухи о том, что сам эмир обратился в христианство, что повлекло за собой отстранение Абд-Аль-Азиза от мусульманской династии омеядов на Востоке.
Аль Хакам II и Аврора
Основная сфера влияния женщин в политике, в первую очередь, связана с наследием трона их сыновьями. Среди влиятельных женщин Аль-Андалуса мы встречаем Субх Ум Валад, она была родом из Страны Басков. Ее настоящее имя- Аврора, которое затем дословно было переведено на арабский язык как Субх, когда она попала в плен и была продана в гарем ко двору кордовского халифа Аль Хакама II. Однако, Аль Хакам II был представителем скорее нетрадиционной ориентации и открыто держал в Кордове мужской гарем. Чем же тогда могла амбициозная Субх привлечь внимание халифа? Любопытно, но когда она отправлялась на прогулку по Кордове, то носила обычно мужскую одежду и сам халиф звал ее мужским именем Джафар. Кроме того, она смогла решить главную проблему халифа – отсутствие наследников. Субх удалось стать матерью наследника Хашама II.
Так как Аль Хакам II увлекался науками и книгами, пользуясь его небрежностью относительно политических вопросов, Субх сконцентрировала власть в своих руках, но для этого ей понадобилась помощь. Поддержку она нашла в юном Аль-Мансуре Ибн Аль Амире. Тот был арабских корней, воспитан и образован, умел использовать людей в своих интересах. Есть предположения, что Субх и Аль-Мансур были любовниками, как бы то ни было, Аль-Мансур добился того, что сын Субх взошел на престол в возрасте 10 лет, сам стал его опекуном и таким образом фактически получил власть над халифатом.
Чтобы обратить на себя внимание в гареме, быть молодой и красивой, было еще не достаточно. Интеллект и смекалка, вот что было необходимо, чтобы не запутаться в паутине придворной жизни. Многие одалиски, которые завоевали сердца властителей Аль-Андалуса, отлично понимали, что происходило в государстве и вне всякого сомнения оказывали влияние на ход истории.
При подготовке статьи, использовались материалы из статей:
*"Las mujeres en Al-Andalus," Mª Isabel Cabanillas Barroso
"Dos modelos de mujeres “sabias” andalusíes en la Loja nazarí", Antonio Olmo López, Francisco Vidal Castro