Игры престолов. Педро Кастильский и Мухаммад Пятый

Бывая в Севилье, стараюсь каждый раз не обойти вниманием королевский Алькасар, ведь именно он послужил источником вдохновения для строительства Львиного дворика в Альгамбре. Кто стоит за этими дворцами? Почему они так похожи, хотя, один построен христианским королем в мавританском стиле, а другой сарацином, но с отголосками христианской архитектуры. Настолько ли непримиримыми были эти два мира: мавританская и христианская Испания в Средние Века?

Конечно существовал идеал Реконкисты* в христианской Испании или Джихада** в Аль-Андалусе***. Границы никогда не были спокойными, постоянные нападения с целью разорить противника были на повестке дня. Часты были нападения, грабежи, уводили скот и пленников с обеих сторон. Мусульмане, жившие на христианских границах освобождались от необходимости совершать хадж, паломничество в Мекку, так как в их обязанности входило вести войну против неверных. Но если говорить о настоящей войне, а не об отдельных стычках, она не всегда была выгодна.


Кроме того, живя в тесном соседстве, происходил культурный обмен и взаимное влияние двух Испаний. Взять хотя бы к примеру тот факт, что в 14 веке гранадские мусульмане праздновали, кроме мусульманских религиозных праздников, Рождество и день Ивана Купалы. В эти дни, играла музыка и пили вино несмотря на запреты Корана. К мусульманским аристократам, которые временами сражались в христианских рядах, обращались с приставкой «Дон», например, Дон Фаракс, Дон Редуан, так же как и к христианским рыцарям. Христиане строили свои дворцы в мавританском стиле, обращаясь за помощью к гранадским зодчим, вписывая на стены фразы на арабском языке. Во время праздников мусульманские шуты развлекали христианский двор и христиане активно заимствовали все мусульманские нововведения в области литературы, медицины, агрикультуры и гастрономии.
гипсовая панель из монастыря Св. Августина (Толедо), сейчас в церкви Сан Хуан де лос Рейес, Толедо
Да и на личном уровне, к счастью, иногда общие интересы и взаимная симпатия способны взять верх над религиозной непримиримостью и культурными противоречиями, уступив место сотрудничеству и культурному взаимопроникновению, ведущему к обоюдному обогащению. Когда два человека, равные в интеллектуальном развитии и мировоззрении, находят друг друга, возникает взаимный интерес и симпатия. Педро Кастильский (1334-1369) и Мухаммад V (1338-1391) сумели отодвинуть в сторону Реконкисту и Джихад, и результатом их политического союза и личной симпатии стали два дворца: Королевский Алькасар в Севилье и Львиный дворик в Альгамбре.

Королевский Алькасар, Севилья

Главные герои:

Один из персонажей истории, которую я расскажу, родился в Бургосе, в Королевском монастыре Лас Уэльгас 30 августа 1334 года. Он был сыном и приемником короля Кастилии Альфонса XI и его законной супруги Марии Португальской. Когда его отец, Альфонсо XI увлекся Леонор де Гусман, он передал воспитание своего наследника Марии Португальской, которая жила вместе со своим сыном в Севильском Алькасаре, вдали от центра политической власти. В наследство от отца Педро получил кроме короны, влиятельную мачеху и десять сводных братьев-бастардов, которые в отличие от Педро провели свое детство при дворе и занимали главные должности в Кастилии. Один из них, Энрике Трастамарский****, собственноручно убьет своего брата, чтобы занять его место на троне.

Известно, что историю пишут победители. Автором хроники, оставившим нам яркий портрет Педро, является некий Педро Лопес де Айала, который в свое время примкнул к рядам сторонников Энрике Трастамарского. Не удивительно, что хронист, получив значимые должности от нового господина, представляет его конкурента не в лучшем свете и к его имени добавляет определение «Жестокий». Любопытно, но во времена своего правления Изабелла Кастильская строжайше запретила называть своего предка «Жестоким» в то время, как ее правнук Филипп II настаивал, чтобы при упоминании Педро использовался эпитет «Справедливый». 

Другой главный персонаж нашей истории родился в Альгамбре, четырьмя годами позже, в ночь с субботы на воскресенье 4 января 1338 года. Его мать Бутайна, христианка, принявшая ислам, была первой женой Юсуфа I. Первой, но не единственной! Через 9 месяцев на свет появляется сводный брат Мухаммада Исмаил, от второй жены Юсуфа - Мариам, которая также была христианской наложницей, обращенной в мусульманскую веру. Так как преемственность власти в Альгамбре не следовала принципу майората, т.е. корона переходила не к самому старшему, а к самому способному, у нас появляются два равноправных кандидата на престол в Альгамбре, между которыми будет идти борьба за место на троне.

Однако, в отличие от Педро, хроники благосклонны к Мухаммаду, а не к его сводному брату, так как написаны в период правления Мухаммада, приближенным визирем Ибн Аль Хатибом. В то время, как его сводный брат Исмаил описывается грузным, апатичным, женоподобным и недалеким, заплетавшим в волосы шелковые нити, которые спускались до талии, в описании Мухаммада V Ибн Аль Хатиб (al Lamha al Badriyya) не скупится на похвалы, оставив следующее описание его внешности и человеческих качеств: «Он был хорош собой, свободомыслящий и открытый, восприимчивый к чужому горю до такой степени, что мог проливать слезы, слушая рассказы о бедах и несчастьях, справедливый, доброжелательный, иногда суровый, но ни в коем случае не жестокий. Он был набожным мусульманином, его привлекала святая война и он участвовал в ней. Он участвовал в скачках и в турнирах, даже если их устраивали за пределами столицы. Он был скромен, прогуливался по улицам столицы своего королевства, верхом, без лишнего самодовольства, облаченный в правильные одежды, без роскоши и без большой свиты. Эти качества народ умел ценить, он завоевал не только доверие, но и любовь и уважение поданных.»

У Педро и Мухаммада оказалось много общего, что возможно и привело к тому, что они друг друга хорошо понимали. Оба в возрасте 16 лет взошли на престол, один в 1350 году, после того, когда его отец Альфонс XI скончался от чумы в возрасте 40 лет, другой четыре года спустя, в 1354 году, после того, как его отец, 36 летний Юсуф I был коварно заколот кинжалом в спину в Главной мечети Гранады во время празднования завершения Рамадана. Оба, Педро и Мухаммад, оказались жертвами семейных интриг. Имея отцов-двоеженцев, оба получают в наследство амбициозных мачех и сводных братьев претендующих на престол. Решая свои внутренние проблемы, им пришлось отложить в сторону войну против неверных, Реконкисту/Джихад и заключить союз между Гранадой и Кастилией. 

Несмотря на многочисленные параллели в судьбах, развязки их биографий оказались разными. Мухамаду V удалось преодолеть сложности и вернуться на престол и прожить до 53 лет, больше чем своему испанскому коллеге. Педро умирает в возрасте 34 лет от руки своего сводного брата. 

Если посмотреть на ход событий, как его описывает Ана Ечеваррия в своей статье о двух правителях, то получится отличный сценарий для игры престолов:

Кастилия, 1350 год. Не успев еще подняться на престол, Педро первым делом приостанавливает Реконкисту. У него есть дела поважнее. Он подписывает мирный договор с маринидами, которые правили в Магрибе и с насридами, правившими в Гранаде, последнем оплоте мусульман на Пиренейском полуострове. Таким образом он может заняться домашними делами, которых тоже не мало: голод, эпидемия чумы и вереница сводных и двоюродных братьев, плетущих против него заговоры. Педро – единственный законнорожденный сын Альфонсо XI. После смерти отца по факту власть первое время находится в руках у его матери Марии Португальской и ее фаворита Хуана Альфонсо де Альбуркерке. Ее первое решение – запереть любовницу мужа, красивую и влиятельную Леонор де Гусман, во то время, пока та ехала в Севилью с похоронной королевской процессией. В тюрьме, Леонор руководит заговором, чтобы на престол посадить своего сына Энрике. В тот момент, когда Леонор удалось устроить брачный союз своего сына Энрике с дочерью Дона Хуана Мануэля, влиятельного человека, Педро приказал заключить ее в замке Кармоны и некоторое время спустя казнить Леонор. Хотя приказ о казни подписан самим Педро, инициатива вероятнее всего происходила от его матери. Однако избавившись от Леонор, проблема была далеко не решена. Энрике Трастамарский, сын Леонор, не успокоится, пока не увидит своего брата мертвым. 

Вся жизнь Педро будет стоять под знаком борьбы с высшим сословием. С одной стороны казна пуста, поля стоят непаханые. Кроме того, чума привела к обеднению высшего сословия, так как мертвые, как известно, налоги не платят. Знати мешает королевская пошлина в то время, как они сами борются за повышение феодальной подати, чтобы компенсировать свои потери. К тому же на двор тоже полагаться нельзя. Молодой монарх, без наследников, тяжело заболел в первые месяцы своего правления. Двор, не теряя времени, занимает позицию возможных наследников. Но ко всеобщему разочарованию Педро I поправляется. После этого он уже никогда не сможет полагаться и доверять своим придворным. Он предпочтет окружить себя буржуазией, мелкой знатью и другими группами, с которыми до сих пор не принято было считаться, например, с еврейской общиной. Это будет первая глава долгой борьбы между двумя политическими системами: феодализмом и современной монархией, которая опирается на городские классы. 

Кастилия, 1353 год. Три года минуло, как Педро I пришел к власти. Кастилия в этот момент превращается в интересного военного союзника. Англия и Франция погрязли в 100 летней войне и испанская армада представляет собой военную мощь, которая может поменять в пользу одной или другой стороны ход событий. Обе стороны делают молодому кастильскому королю интересные брачные предложения. Пользуясь конъюнктурой, Педро требует огромное приданное. В конце концов, по настоянию матери и ее фаворита Хуана Альфонсо Альбуркерке, он принимает кандидатуру Бланки Бурбонской и приданное в 300.000 флоринов, которые французы обещают заплатить в рассрочку. После венчания оказывается, что первая выплата приданного не пришла и не ожидается, что придёт. Разъярённый король приказывает запереть новоиспеченную супругу в Толедском Алькасаре. Его старый союзник, Хуан Альфонсо Альбуркерке, который организовал брак с Бланкой, будет отравлен. Вероятнее всего по приказу Педро. 

Судьба Бланки Бурбонской послужит отличным предлогом для первого мятежа знати с поддержкой папы Инокентия VI, который угрожает королю отлучением от церкви за то, что тот покинул свою супругу и женился на другой, а также назначил главным казначеем еврея. Однако папу не столько беспокоят плотские грехи Педро, сколько тот факт, что король попрепятствовал сбору церковной десятины. В этот момент даже мать, Мария Португальская, отвернется от своего сына, Педро же в ответ прикажет казнить некоторых мятежников у ее ног, за что, Мария Португальская проклянет своего сына.

1354 год, Гранада. До кастильского двора доходит новость о том, что в Гранаде убит Юсуф I и его сын Мухаммад V вошел на престол. Не сомневаясь ни секунды, Гранада возобновляет пакт о вассальном подданстве с Кастилией. Никто не заинтересован в конфликте.

В XIV веке, Гранада последний оазис приверженцев пророка Мухаммеда на полуострове. Горы Сьерра Невады делают ее неприступной. Но как ни странно, именно благодаря Реконкисте, Гранада стала богатеть и процветать. Мусульмане с разных территорий Аль-Андалуса бежали сюда столетием раньше, спасаясь от христианской рати. В то время, как Европа теряет почти треть своего населения из-за пандемии чумы, притоки иммигрантов - козырь в руках у гранадских султанов. Здесь нет нехватки рабочей силы для возделывания полей. Североафриканские султаны с завистью посматривают на Гранаду, но политическая ситуация все равно сложная. Чтобы сохранить политическую независимость, гранадские короли флиртуют то с одними королевствами, то с другими, в зависимости от ситуации. Будучи мусульманами, им приходится поддерживать формально дружеские отношения с султаном в Фесе, в Эль Кайро и в Тлемсене (современный Алжир), рискуя, однако, быть завоеванными одним из них. Только христианский союзник, может помочь держать их на расстоянии и наоборот. Если христиане возобновят Реконкисту, то тогда необходимо сближение с собратьями по вере. Мухаммад окажется асом в этой тонкой политической игре, хотя его правление начинается менее удачно.

1359 год, Гранада. После пяти лет спокойствия, Мариям, вторая жена отца, подталкивает своего старшего сына Измаила к перевороту. Измаил был на девять месяцев младше своего брата, но несмотря на это, по сведениям Ибн Халдуна, именно он был назначен наследником трона из-за нежной привязанности, которую предыдущий монарх испытывал к нему и его матери. Однако, в последние дни изменил свое мнение и назначил наследником Мухаммада. Измаил с горечью созерцал, как его брат занял престол, который он считал по праву своим, в то время как ему была уготована участь быть узником в своем дворце. Ему был выделен один из прекрасных Алькасаров, рядом с Королевским домом Альгамбры. Этот Алькасар Мухаммад выделил для него, его матери и сестер. Если верить Ибн Хатибу, Мухаммад к ним относился крайне хорошо. Однако, неугомонная Мариям за большие деньги устроила комплот во главе с Абу Саидом, дядей Исмаила и Мухаммада и шурином Исмаила.

Государственный переворот как в кино: в ночь на 21 августа 1359 года около сотни человек перелезают через стену под покровом ночи, проникают в дом главного визиря Ридвана, которого убивают в кровати и провозглашают султаном Измаила. Однако, часть их плана проваливается. Султана во дворце нет, он развлекается в Генералифе с одной из своих фавориток. Можно себе легко вообразить полуобнаженного Мухаммада, в компании одалиски, играющей на лютне или цитирующей стихи во славу султана и его предков. Предупрежденный заранее, он одевается в одежды своей любовницы, и ему удается бежать через подземный ход. С другой стороны его уже ждет человек с лошадью. Так повествует одна хроника, в то время как в другой говорится, что он спускается со стены, где его ждет человек с лошадью. Однако обе хроники в один голос утверждают, что бежал он в женском платье. Путь его ведет в Гуадис, где жители этого города клянутся свергнутому султану в верности. 

Педро I, который в этот момент пытается подавить восстание среди своих братьев, не может прийти на помощь свергнутому султану и Мухаммад отправляется в Фес, в Марокко. Там Абу Салим, султан маринидов, относится к нему почтенно, как к гостю, но в действительности же считает его своим заложником. Он заключил пакт с гранадским узурпатором: он будет удерживать у себя Мухаммада, до тех пор, пока Измаил II будет удерживать в Гранаде его родственников, претендующих на его престол в Фесе. Правление Измаила II длится не долго. Его свергает его амбициозный шурин, Абу Саид. Он войдет в историю как Мухаммад VI Бермехо. Ибн Хатиб его характеризует как человека не обладающего красноречием, неопрятным в одежде, до такой степени, что ходил с непокрытой головой и закатанными рукавами. Кроме того, он был человеком нервным, постоянно крутящим головой то в одну, то в другую сторону. Он не умел привлечь симпатию высшего сословия и среди людей можно было часто услышать замечания относительно его грубых жестов, его платья и его привычек.

Между тем, Педро I ввязался в войну против Педро IV Арагонского, который поддерживал его сводного брата Энрике Трастамарского. Абу Саид, вместо того, чтобы возобновить союз Гранады с Кастилией, заключает союз с враждующим Арагоном. В это же время появляется посланник Папы Римского, чтобы уладить отношения между христианскими королевствами и те, общими усилиями начали войну против неверных. Педро I, хотя и не планирует стать новым героем Реконкисты, но учитывая, что Арагон и Гранада заключили союз, не может сражаться на двух фронтах. Решение принято быстро: мир с Арагоном, война с Гранадой. Мухаммад V отличный повод. Кастильский король становится на сторону свергнутого султана, он угрожает султану в Марокко, чтобы тот отпустил своего гостя-заложника и приглашает его в Севилью. Возможно это и будет тот момент, когда Педро решит построить новый дворец в Алькасаре, который начнут строить три года спустя, в насридском стиле и в этот же момент Мухаммад V познакомится с готическим искусством. До какой степени их дружеские отношения были искренними или это был чисто политический союз, судить сложно. Учитывая глубину взаимопроникновения двух архитектурных стилей, можно прийти к выводу, что действительно существовали интерес и симпатия. Эти чувства должны были зародиться тем летом 1361 года.

Львиный дворик в Альгамбре и Королевский Алькасар в Севилье


Красота мавританской архитектуры произвела глубокое впечатление на Педро I. В 1364 году он решил возвести новый дворец в Севилье следуя мавританскому образцу. Так называемый дворец Мудехар, черпает свое вдохновение в мавританской архитектуре.

Мухаммад V решил превзойти севильский дворец, ответом кастильскому монарху будет Львиный дворик в Альгамбре с его завораживающими потолками. Во многом Мухаммад заимствует модель Севильского Алькасара, кроме того, Львиный дворик также впитал в себя элементы христианской архитектуры. Но несмотря на христианское влияние, дворец остается в своей квинтэссенции исключительно мусульманским. (О различиях и сходстве этих дворцов можно узнать на экскурсии.)

Когда начинается военная компания за отвоевание Гранады, Педро и Мухаммад это делают по отдельности, с разных фронтов. Было ли причиной тому разногласия между христианином и мусульманином? Возможно, у каждого была своя публика, которую нужно было удовлетворить. Педро I демонстрирует Папе Римскому, что сражается против мусульман, но вряд ли Папе понравилось, что тот передал бы Гранаду другому мусульманину, каким бы легитимным наследником он при этом ни был. Мухаммад V атакует с другой стороны, пользуясь слабостью узурпатора. Мухаммаду необходимо признание и уважением подданных. Ему необходимо продемонстрировать независимость и силу, а не быть марионеткой в руках у христианина. В это время король Арагона тоже притворяется. Он делает вид, что сохраняет подписанный пакт с Абу Саидом, но позволяет, чтобы его подданные, как бы по своей собственной воле, помогали Кастилии. Таким образом он играет в двух лагерях, ожидая исхода дела. 

Отчаявшийся Абу Саид отправляется на встречу с Педро I в Севилью, чтобы предложить ему свое вассальное подданство, надеясь, что Педро примет это предложение. В телегах он везет часть королевских сокровищ. Сам он одет в алый камзол и сидит на осле, в знак повиновения. Однако, он ошибается. Педро I Справедливый сводит с ним счеты, не простив предательства. Как написано в хронике Лопеса де Айала, не успел Абу Саид закончить ритуалы и просьбы о прощении, как Педро собственноручно поражает предателя копьем на глазах у его сопровождающих. Абу Саид, Мухаммад VI Бермехо умер молодым, постыдной и унизительной смертью. Его голова была завернута в плащаницу с солью и отправлена Мухаммаду V, как требовали обычаи того времени. Мухаммад V возвращается на престол 16 марта 1362 года. 

Почти сразу же начинается война между Кастилией и Арагоном. В благодарность за помощь, Мухаммад V отправляет Педро I 600 всадников. Дружба между Кастилией и Гранадой продлится во время всего периода правления Мухаммада. Педро IV Арагонский попытается склонить на свою сторону Гранаду, но безуспешно. Энрике Трастамарский, живший несколько лет в изгнании во Франции, нанимает отряд наемных солдат, от которых французский король рад избавиться. Их эффективность во время войны не подлежит сомнению, но в мирные времена, они только и делают, что разоряют деревни. Во главе этого войска стоит Бертра́н Дюгекле́н. С поддержкой Арагона, Энрике Трастамарский возвращается в Бургос, где сам себя провозглашает королем Кастилии 5 апреля 1366 года. Через месяц новый король уже в Толедо и еще через небольшой период времени, он уже в Севилье, где Педро только что закончил строительство своего нового дворца. Педро бежит в Португалию и загружает государственную казну на галеру, на которую нападают союзники Энрике. 1.650 кг золота переходят в казну нового монарха, которую он пустит на военные расходы. Без денег и союзников, свергнутый Педро заключает пакт с Англией, Эдуардом Вудсток, Черным Принцем. Черный Принц, конечно выражает свое возмущение, что бастард узурпировал престол, но его помощь небескорыстна. Педро обещает ему 550 тысяч флоринов и другие 200 тысяч королю Наварры, чтобы тот пропустил его войска через свою территорию.

В этот момент Мухаммад в ужасе, что его союзник разбит и тут же ищет поддержки у султанов Магриба, предлагает союз Энрике Трастамарскому и даже ведет переговоры с Арагоном, пакт, который так и не будет ратифицирован. 

Тем временем, Педро торжественно возвращается на престол и все снова становится на свои места в отношениях между Кастилией и Гранадой. Из Гранады, Мухаммад отправляет своего советника Ибн Хатиба к кастильскому двору. Своим магребинским союзникам он сообщает, что поддерживает короля Кастилии, чтобы воспользоваться моментом и начать Джихад против христиан. В действительности же, Мухаммад в очередной раз боится потерять независимость в пользу других мусульманских государств и предпочитает иметь союзников среди мусульман и христиан. Энрике Трастамарский не сдается. Он снова во всеоружии и возвращается в Кастилию. Гражданская война продолжается. Педро не может платить солдатам своих английских союзников и эти покидают его. В итоге, войска Энрике Трастамарского окружают Педро в замке Монтиель. Король выходит на переговоры с Энрике, в палатку Дюгеклена. Он впервые за пятнадцать лет лицом к лицу встретился со своим сводным братом.

- Где этот су__н сын – резко спросил Энрике – этот еврей, который называет себя королем Кастилии?

- Это я! – воскликнул Педро – я – король Кастилии. Все об этом знают. Я законный сын доброго короля Альфонсо. А вот ты – су__н сын!

И между братьями завязывается драка, они падают и Педро оказывается сверху. В это время Дюгеклен хватает его за ногу и переворачивает, так, что Энрике оказывается сверху, при этом Дюгеклен произносит следующую фразу: «Я не назначаю и не убиваю королей. Я просто служу моему господину.» Энрике тут же воспользовался своим превосходством и нанес Педро несколько ранений кинжалом в грудь. После чего, голова короля Кастилии была выставлена на всеобщее обозрение и позже отправлена в Севилью.





* Реконкиста - длительный процесс отвоевывания пиренейскими христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврами.

** Джихад (в переводе с арабского «усилие»), в данном случае война, которую вели мусульмане против христиан на Пиренейском полуострове.

*** Аль-Андалус – название под которым была известна мусульманская Испания.

**** Испанское имя «Энрике» в некоторых русскоязычных источниках переводится как «Генрих» в связи с традициями писать имена европейских монархов в немецком переводе. В данном тексте я использовала вариант близкий к оригиналу, который также широко распространен в русскоязычной литературе. 



Основные источники:


Ana Echevarría „Pedro y Mohamad“, revista Historia y Vida, 17 de diciembre de 2015

Pepe Barahona “La deuda de la Alhambra con el Real Alcázar de Sevilla”, ABC de Sevilla, 9 de febrero de 2015

César Cervera “El Rey más controvertido: Pedro I de Castilla, ¿«El Cruel» o «El Justiciero»?”, ABC España, 3 de febrero de 2015

Mujtar al Abbadi, “Muhammad V, Al-Gani bi-llah, Rey de Granada”

Комментарии

Популярные сообщения