Русский мастер на Родине гитары
Сегодня наша прогулка по Гранаде привела нас на улицу Соларес 50. Это местечко находится прямо на пересечении с улицей Молинос, по которой каждый день проезжают вереницы такси и автобусов, везущие туристов в Альгамбру. Однако сегодня нам не туда, мы отправляемся в гости к Павлу Гаврюшову, к талантливому мастеру, который посвятил себя созданию гитар высшего профессионального уровня. Изготовлением гитар Павел занимается с 2000 года. Несколько лет назад он вместе с семьей перебрался жить в Андалусию. В Гранаде он открыл мастерскую, в которой занимается не только изготовлением гитар, но и успешно дает уроки своего мастерства. Как же случилось так, что хранителем испанских традиций изготовления гитар стал русский мастер? Об этом мы узнаем у него лично.
Павел Гаврюшов с Юрием Стояновым |
Вы успешный мастер у себя на Родине, ваши инструменты звучат в лучших залах России, на них играют известные классические гитаристы во всем мире. Что побудило Вас уехать из России?
Дело в том, что в России заниматься созданием гитар сложно. С одной стороны большую роль играет климатический фактор, например, нестабильная относительная влажность воздуха негативно сказывается на сборке инструмента. С другой стороны, есть проблемы административного плана. Для изготовления гитар мне необходимо закупать материал, в первую очередь древесину, а с нашим таможенным законодательством это делать, мягко говоря, не просто. Ну и в целом, в отличие от нашей страны, в Испании профессия гитарного мастера пользуется почтением. Некоторые улицы носят имена известных гитарных мастеров. В России эта специальность отсутствует даже в государственном реестре профессий. Ну и конечно же, не последнюю роль в принятии решения о переезде, сыграл тот факт, что мне очень нравится Испания.
Павел Гаврюшов |
Да, Испания – прекрасная страна для отдыха, это подтверждают миллионы туристов, которые приезжают сюда каждый год. В Испании много удивительных мест, что же заставило остановить свой выбор именно на Гранаде?
Начнем с того, что Гранада является одним из мировых центров по изготовлению испанской классической гитары. В Гранаде на протяжении веков ремесленники гитарного искусства оттачивали свое мастерство, накопив в этом деле большой опыт. В провинции Гранада зарегистрированы свыше сорока гитарных мастеров. Это самая большая плотность гитарных мастерских на квадратный метр по мировым меркам.
Ну и не последнюю роль при выборе места сыграл тот факт, что Гранада - это потрясающей красоты город. Здесь находится монументальный комплекс Альгамбра, есть различные музеи, город радует разнообразием своей архитектуры. В целом, на улицах города встречается приятная публика, чувствуется, что в городе присутствует очень творческая атмосфера. Также Гранада может похвастаться удобным месторасположением, с одной стороны от Гранады не так далеко до моря, с другой стороны, рядом расположен национальный парк Сьерра Невада с горнолыжным курортом. Если выехать за город, то город окружает великолепная природа.
Вы сказали, что в провинции Гранада около 40 гитарных мастеров. Как Вас воспринимают испанские коллеги? Не опасаетесь конкуренции?
В основном между мастерами существует очень дружественная атмосфера. Мастера стараются помогать друг другу. Свои инструменты я продаю не только в Гранаде или в Испании, но и в другие страны мира, в основном для профессиональных исполнителей. Для моих испанских коллег Гранада также не является единственным рынком сбыта гитар, они продают свои инструменты в другие города и за рубеж, поэтому в масштабах земного шара никакой конкуренции нет.
Павел Гаврюшов со своими учениками в Гранаде |
В своей школе гитарного мастерства вы успешно проводите курсы, в том числе и для испанцев. Получается, что мастер из России едет на Родину гитары, чтобы учить испанцев делать их национальный инструмент? На первый взгляд этот факт кажется парадоксальным.
В этом нет абсолютно ничего удивительного, так как самое главное в любом деле, не национальность, а мастерство. На сегодняшний день гитара давно является интернациональным инструментом. Есть выдающиеся мастера не только в Испании. Важен уровень мастерства, а не происхождение мастера. Кстати, в своей работе я лично придерживаюсь принципов строения инструмента, заложенных андалузским мастером Антонио де Торресом Хурадо, его называют отцом современной классической гитары. К слову, гранадский мастер, Антонио Марин Монтеро, получивший от Короля Испании государственную награду, учился у французского мастера Роберта Буше.
В своей школе гитарного мастерства я провожу курсы двух типов: постоянные и интенсивные. Постоянные курсы рассчитаны на учеников, которые живут недалеко и имеют возможность один-два раза в неделю посещать мастерскую. Интенсивные курсы имеют продолжительность один месяц. Ученики приезжают из других стран и континентов. За это время ученик делает гитару высоко уровня под моим руководством. В итоге он имеет хороший собственный инструмент, опыт, знания, а также официальный сертификат о прохождении курса.
Сразу чувствуется, что вы не только профессионал, но и большой энтузиаст своего дела. Как вы выбрали эту профессию?
Профессию я не выбирал, получилось так, что это скорее она выбрала меня. Мой путь к профессии сопровождался чередой удивительных совпадений. Дело было в конце 90-х, когда я решил купить гитару ручной работы у петербургского мастера Сергея Русакова. Тогда я жил в Литве и был в Санкт-Петербурге проездом. Я только что приехал в город на поезде и тут же, совершенно случайно, столкнулся с Сергеем на улице, буквально только сойдя с поезда. Насколько велика вероятность такого совпадения утром в час пик в городе с населением более пяти миллионов жителей можно себе представить!
Позже, когда я вернулся жить в Санкт-Петербург, однажды я зашел к нему в гости и в разговоре заметил, что у него очень интересная и редкая профессия. Сергей же мне, возможно даже в шутку, предложил поступить к нему в ученики. Я с радостью согласился на его предложение и через девять месяцев держал в руках свою первую гитару.
Через пять лет я переехал жить в Москву. И тут цепочка закономерных случайностей не оборвалась. Вскоре после переезда в Москву выяснилось, что квартира, где я живу, находится всего в десяти минутах ходьбы от гитарной мастерской Тимофея Ткача. Мы уже были знакомы ранее. Через какое-то время я уже работал в его мастерской, где приобрел бесценные знания и познакомился с интересными людьми и выдающимися музыкантами.
И вот еще одно совпадение. На этот раз это произошло в самолете, когда мы с Тимофеем летели в Испанию, чтобы выбрать древесину для гитар. В руках он держал тетрадь с уроками испанского языка, я заглянул в нее и не поверил своим глазам: в тетради моим почерком были написаны предложения на испанском языке! Как оказалось, что у нас одинаковый почерк.
Все это время изготовление гитар было моим увлечением, сам же я был руководителем представительства одной европейской компании, у меня в подчинении было около 400 человек, но в один прекрасный момент я понял, что всерьез заниматься гитарами в рамках хобби невозможно и так хобби переросло в профессию.
Чем отличается гитара ручной работы от фабричной гитары?
Я отвечу образно. Хорошая (подчеркиваю) гитара ручной работы отличается от фабричной как восковое яблоко от настоящего. Оба яблока имеют одинаковый цвет, форму, вес. Для полноценного исполнения музыкального произведения требуется инструмент определенного качества. Дерево - неоднородный и всегда разный материал, и фабричными методами невозможно достичь нужного результата. Это не значит, что любая гитара ручной работы лучше, чем фабричная. Существует много мастеров, которые делают инструменты по качеству не выше, чем серийные.
Я изготавливаю свои гитары с использованием ручного инструмента. Электромеханическое оборудование я использую только для предварительной подготовки. Большую роль в изготовлении гитары также играет выбор материала. Я лично отбираю древесину высокого качества и многолетней выдержки. Для верхней деки это красный канадский кедр или ель, для нижней различные сорта палисандра.
Для склейки частей гитары я использую только натуральный осетровый клей. Это клей из плавательного пузыря рыб осетровых пород. В старину этот клей называли «русский цемент», и до сих пор лучший осетровый клей производится в России.
Лак тоже натуральный. В Индии водится жучок известный также как «лаковый червец». Эти насекомые питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Затем этот продукт жизнедеятельности собирают с веток, измельчают, промывают и сушат. Измельченный лак расплавляют, фильтруют и высушивают. Для приготовления лака используется этиловый спирт, в котором растворяется шеллак.
Случалось не раз, когда на экскурсиях мне мои экскурсанты задавали вопрос, сколько струн на испанской классической гитаре?
Гитара имеет долгую историю. Во времена правления мавров былa распространена арабская лютня, однако со времен изгнания мавров в конце XV века, играть на арабской лютне стало, мягко говоря, не патриотично. Поэтому широкое распространение в XV и XVI веках получил испанский щипковый инструмент виуэла (исп. vihuela), имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, при этом первая струна могла быть одинарной, это можно сказать, и есть прабабушка современной гитары. Виуэла, скорее всего и была создана после изгнания из страны мавров как альтернатива попавшей в немилость арабской лютне. Этот инструмент, который по своим возможностям не уступал лютне того времени и в то же время обладал формами испанской гитары.
После виуэлы появился инструмент с пятью жильными двойными струнами. Он получил распространение в Европе под названием «барочной гитары». Первые барочные или пятихоровые гитары известны с конца XVI века. На смену барочной пришла романтическая гитара, которая имела шесть одинарных струн. Эта гитара получила название романтическая. Эволюция классической гитары была завершена испанским мастером Антонио де Торресом. Он привел гитару к тому виду, в котором мы ее знаем сегодня. Это шестиструнная гитара.
Значит Высоцкий пел не про испанскую гитару: «поговори хоть ты со мной подруга семиструнная...»?
В классической испанской гитаре только шесть струн. Семиструнная гитара возникла и получила распространение в России с конца XVIII века. Ее строй отличается от классической испанской гитары, так же как и количество струн. Надо заметить, что именно семиструнная гитара доминировала в России до середины прошлого века, затем большинство музыкантов перешли на классическую шестиструнную гитару, а на семиструнной гитаре продолжают играть живущие в России цыгане, поэтому и известна она как «цыганская», также она применяется при исполнении русских романсов. В целом же, семиструнная гитара на профессиональной сцене появляется довольно редко.
Павел Гаврюшов с Пако де Лусия |
А в чем отличие классической гитары от гитары фламенко?
Здесь принципиальных конструкционных отличий не существует. Определенные особенности гитары фламенко, например использование кипариса, обеспечивают более быструю атаку и особенный тембр, но при этом теряют в некоторых других качествах. Но я считаю, что хорошая классическая гитара обеспечивает возможность исполнения классического репертуара и музыки фламенко. Многие выдающиеся гитаристы фламенко, среди которых Пако де Лусия, используют для выступления классическую гитару.
И последний вопрос. У вас есть ваш любимый инструмент, с которым вы не хотите расставаться?
Моя задача – не сделать инструмент и затем хранить его под стеклом и любоваться. Когда инструмент попадает в хорошие руки, живет на сцене, мне это приносит радость, это цель профессии.
Официальный гид в Гранаде Анастасия Люпкес gid.granada@gmail.com, +34 625 875 082
Спасибо Павлу за интервью. Я почерпнула для себя много нового.
ОтветитьУдалить"...Многие выдающиеся гитаристы фламенко, среди которых Пако де Лусия, используют для выступления классическую гитару..." вы меня несколько смутили тем, что в интервью датированном 2019 годом говорите о покинувшем нас в 2014 году Пако Де Лусия в настоящем времени.
ОтветитьУдалить